Марат Нургалиев

Эксперт по внутренним коммуникациям и Happiness manager


Один из самых стрессовых моментов в отношениях между сотрудником и работодателем – испытательный срок. По своему примеру могу сказать, что практически в каждой компании (в 80% случаев), в которой я работал, испытательный срок был связан с дискомфортом, сложными ситуациями и непростыми решениями. Даже более того, в большинстве случаев возникало непреодолимое желание уволиться и, возможно, вернуться на предыдущее место.

За 11 лет работы в HR мне посчастливилось быть в трех разных ролях: в качестве нового сотрудника, в качестве руководителя направления, в котором работали новички, и в качестве менеджера, подбирающего в свою команду потенциальных сотрудников. Давайте поговорим сегодня о том, на что стоит обратить внимание во время прохождения испытательного срока и как поменять отношение к этому непростому периоду, ведь 3 месяца – это не вечность.

Задавайте как можно больше вопросов, если что-то непонятно

Стеснительность на испытательном сроке – не лучший помощник. Мне очень нравится принцип, которого придерживалась раньше одна крупная телекоммуникационная компания, «Сомневаешься – спроси». Другими словами, лучше переспросить и удостовериться в правильном понимании и верной интерпретации, чем сделать ошибку. Лайфхак – на больших встречах и конференц-коллах я всегда предупреждаю участников: «Коллеги, я новый сотрудник, поэтому буду задавать много вопросов, иногда даже абсурдных». Работает.

Вовлекайте куратора в процесс адаптации

Хорошо, когда куратор ответственно подходит к выполнению своих обязанностей. Однако часто куратор бывает занят работой или подготовкой масштабного проекта, а тут еще и новичок со своими вопросами. Мне в этом плане часто не везло, и процесс напоминал фразу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Обсудите заранее с куратором правила игры, договоритесь о часе или 30 минутах в день, когда вы сможете задать все накопленные за день вопросы или получить консультацию. Если ваш куратор в другом городе, попросите назначить еще одного сотрудника (со-куратора), который будет находиться с вами в одном офисе и сможет оперативно помогать.

Обращайте внимание на детали

Офис, команда, взаимодействие в коллективе, welcome-кит, наличие парковки, пакет компенсаций и льгот, наличие служебной развозки – обращайте внимание на каждую деталь. Ведь все это в итоге повлияет на ваше восприятие и решение по истечении трех месяцев, захотите ли вы продолжать здесь работать. Бывают ситуации, когда ожидание и реальность не совпадают. И если так и есть, то лучше понять это именно на испытательном сроке.

Знакомьтесь со всеми процедурами и документами внимательно

Особенно с теми, которые подписываете. Будьте готовы, что в первые недели будет много документов, процедур, регламентов, положений. Понятно, что сразу все запомнить и усвоить – нереально, а в электронном формате опубликовано не все. Приготовьте специальный блокнот или электронный файл, в котором будете фиксировать основную информацию, которая может вам пригодиться для дальнейшей работы, и источники, где можно ознакомиться с подробными деталями.

Испытательный срок не только для сотрудника, но и для компании

Вот об этом почему-то многие забывают. Испытательный срок – действительно замечательный период, когда и компания смотрит на сотрудника (результаты, поведение, взаимодействие), и сотрудник присматривается к компании. Здесь абсолютно равнозначная ситуация. Если вы поймете, что не хотите продолжать работать здесь и не планируете связывать будущее с организацией, можете покинуть компанию без отработки. Примите правильное решение – у вас на это целых 3 месяца.

Зафиксируйте цели на испытательный срок

Устных договоренностей не всегда достаточно. Особенно сложные ситуации возникают в конце испытательного срока, когда начинается подведение итогов. Сотрудник услышал так, а руководитель – по-другому, в итоге спор и разногласия. Этого можно избежать, если все перенести в электронный вид или на бумагу, а затем завизировать со стороны менеджера. Да и самому новичку будет легче действовать, если цели будут постоянно перед глазами. Инициируйте встречу по постановке ваших задач в первые две недели после того, как вышли на новую работу. То же касается и встречи по итогам испытательного срока – это не только своего рода подведение результатов, а возможность получить обратную связь от руководителя.  

Предлагайте новые идеи!

У новичков есть классное свойство – они на все в компании смотрят свежим взглядом. Раньше крайне нравилось проводить Welcome-тренинги – у новых сотрудников горят глаза.

Найдите единомышленников внутри компании

В организациях нередко можно встретить сообщества по интересам – любителей велоспорта, футбола, настольных игр, книг и др. На работе мы проводим много (от слова очень) времени, поэтому подумайте, как можно разнообразить трудовые будни. В обеденный перерыв можно играть в настольный теннис или посещать электронную библиотеку и участвовать в корпоративных вебинарах.

Узнайте о традициях вашего коллектива

Во многих командах существуют традиции. У нас, к примеру, это вторничный завтрак – собираемся до работы, пьем кофе и обсуждаем вопросы, которые накопились за неделю. Вы теперь часть команды, поэтому неплохо бы знать, что важно вашим коллегам.

Как принять решение в конце испытательного срока?

Есть классная методика в коучинге – «Декартовы координаты». Делите лист на 4 части, пишите в образовавшихся полях 4 вопроса. Оригинал вопросов изменен под испытательный срок: 1) Что я получу, если останусь работать в компании; 2) Что я не получу, если останусь в компании; 3) Что я потеряю, если не останусь работать в компании; 4) Что я потеряю, если останусь в компании. Затем заполняете каждое поле, смотрите на картину в целом и принимаете решение.

Удачи, все получится! Желаю всем найти работу мечты и, конечно, эффективных коммуникаций!