Экспертное мнение: Как помочь сотрудникам справляться со стрессом?

450

Екатерина Пурик, HR-консультант компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры»

Стресс – состояние напряжения, которое включает в себя разнообразие специфических физиологических и психологических проявлений.

Интересно, что в состоянии стресса люди способны мобилизовать свою энергию, для решения многих проблем, в кратчайшие сроки. Однако в состоянии мобилизации человек может находиться лишь короткое время. Постоянные нагрузки и стресс приводят к истощению и состоянию хронической усталости.

Это приводит к следующим последствиям:

  • сотрудник теряет интерес к работе;
  • быстро наступает утомляемость, на выполнение стандартных операций уходит гораздо больше времени;
  • происходит снижение производительности труда;
  • ухудшается качество работы;
  • повышается риск принятие неправильных решений.

Часто стрессовое состояние формируется в ситуации неопределенности. Возьмем насущный пример, в результате объявления пандемии и введения карантинных мер, мы все оказались в ситуации жесткой неопределенности (Когда это закончится? Как работать в данных условиях и будет ли работа вообще? Как планировать дальнейшую деятельность?). 

Только мы начинаем концентрироваться на одних задачах, как среда меняет правила игры и нам приходится перестраивать свои планы и корректировать задачи. Чем более неоднозначна ситуация, тем менее она воспринимается как подконтрольная человеку. И как следствие, растет уровень тревожности, напряжения и ощущение беспомощности.

На то, как человек справляется со стрессовыми ситуациями влияет несколько факторов:

Во-первых, это зависит от личностных характеристик, черт человека («Я-концепции», мотивационно-ценностных установок, уровня самооценки, тревожности и др.) и его внутренних ресурсов. 

Во-вторых, от того, какие копинг-стратегии он использует для преодоления стресса. Копинг-стратегии – это те способы и средства, поведенческие паттерны, с помощью которых человек справляется со стрессовой ситуацией. 

Наиболее эффективными и помогающими приспособиться к новым реалиям копинг-стратегиями являются те, которые сосредоточены на разрешение проблемной ситуации: активные действия по устранению источника стресса (если это возможно); планирование своих действий в отношении сложившейся ситуации; поиск совета, помощи у своего окружения; оценка положительных сторон ситуации и отношение к ней как очередному эпизоду жизненного опыта; принятие, признание реальности ситуации. 

Также способствовать адаптации человека в стрессовой ситуации может следующее поведение: поиск сочувствия, поддержки со стороны окружающих; подавление конкурирующей активности (в отношении других дел и забот), полное сосредоточение на источнике стресса; стратегия выжидания более благоприятных условий для разрешения ситуации. 

Наименее эффективными являются такие стратегии, как: фокусировка на эмоциях, эмоциональное реагирование на ситуацию; отрицание стрессового события как такового; отвлечение от источника стресса, полное погружение в развлечения, сон, мечты; поведенческое отстранение – нежелание разрешать ситуацию и предпринимать какие-либо действия.

Для работы с личностными установками, тревожностью, применяемыми копинг-стратегиями человек может обратиться к профессиональному психологу и отчасти помочь себе сам, изучив и применив техники саморегуляции.

В-третьих, то как человек справляется с проблемной, стрессовой ситуацией, зависит от того, какими дополнительными (внешними) ресурсами и поддержкой обладает человек.

Именно в этой части компания может оказать помощь и влияние.

Что это может быть?

  1. Коучинг руководства –  наставничество, сопровождение первых лиц компании. В ситуации кризиса и стресса, коуч (тренер) может помочь снизить уровень напряжения и стресса, увидеть какие необходимо принять управленческие решения, проработать стратегию для дальнейшего развития компании в сложившейся ситуации, определить, что является бременем для компании. Например, в нашей компании, мы проводим стратегические сессии с первыми руководителями, где, используя различные методы, прорабатываем существующие проблематики в компании, помогаем сгенерировать новые идеи для дальнейшего плана действий, просчитать возможные сценарии кризиса и составить план по управлению рисками. В новых реалиях, мы практикуем проведения таких сессий в онлайн режиме, всегда открыты к сотрудничеству. 
  2. Корпоративные тренинги (онлайн-тренинги) для сотрудников – для проработки их страхов, поиска возможностей для преодоления стрессового состояния, внутренних ресурсов и создания плана дальнейших действий. 
  3. Личный пример руководителя – уверенное поведение руководителя и четкий план действий, способны зарядить команду и снизить уровень тревожности. Как это можно сделать:
  • Руководитель может предложить пересмотреть ситуацию, чтобы сотрудники восприняли это не как ситуацию неопределенности и кризиса, а как вполне решаемую задачу. Показать, что это новый виток развития компании, который открывает новые возможности для компании и ее сотрудников.
  • Также руководитель должен предоставить необходимые ресурсы для выполнения деятельности в новых условиях. Например, сейчас многие перешли на удаленную работу и руководство должно позаботиться, чтобы у сотрудников была необходимая техника, связь и все остальные атрибуты.
  • Руководителю важно концентрировать внимание сотрудников на общей цели и налаживать коммуникации в команде, в том числе очень важно предоставлять обратную связь коллегам и высказывать похвалу.
  • Руководитель должен рационально распределять нагрузки между сотрудниками и по возможности индивидуально подходить к режиму работы каждого. Очень важно следить за «состоянием» своих сотрудников, потому что, находясь в стрессовой ситуации и при это выполняя большой объем работы, человек может просто не справиться и выгореть.

В заключение хочется сказать, что важно помнить, что у каждого человека разный уровень жизнестойкости, разные психофизиологические особенности, что один воспримет и переживет ситуацию легко, а другому нужна будет поддержка. Поэтому в кризисные времена очень важна командная, сплоченная работа, на достижение общей цели и взаимопомощь