Экспертное мнение: Как создать инновационную корпоративную культуру

236

Что скрывается за словами инновационная корпоративная культура и как она помогает развитию компании, рассказывает HR-консультант компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры» Екатерина Пурик.

В ХХ веке жизненный цикл бизнес-модели компании составлял около 75 лет. Сейчас же все процессы ускоряются, и срок сократился в среднем до 7 лет. Это привело к тому, что вместо 30-34 лет, у нас есть только около 2 лет, чтобы пересмотреть бизнес-модель и осуществить перезапуск. Это делается для того, чтобы соответствовать требованиям рынка, клиентов и оставаться жизнеспособными.

Исходя из этой предпосылки, важным становится формирования такой корпоративной культуры и среды в компании, которая бы вдохновляла сотрудников раскрывать свой творческий потенциал, выдвигать идеи. Идеи по запуску новых товаров и услуг, улучшению бизнес-процессов компании, о предоставлении сервиса, внедрению организационных изменений, направленных на улучшение и развитие организации. Задача по формированию и поддержке такой среды стоит как перед HR-отделом компании, так и перед всем руководящим составом организации. Такую культуру в компании принято называть инновационной. Внедрение инновационной культуры также ведет к росту вовлеченности персонала в общую деятельность и принятии личной ответственности за результат.  

Для создания такой культуры необходимо соблюдать ряд принципов:

  1. Руководство компании должно формировать стратегический план и видение, в каком направление компания хочет двигаться. Это видение нужно донести до всех членов группы. Также перед командой необходимо ставить ясные, четкие цели
  2. В компании каждый должен понимать, что «у нас приветствуется обмен идеями и информацией»;
  3. Экспериментирование, разработка проектов ожидается от всех сотрудников и должным образом вознаграждается;
  4. За ошибки не наказывают, их используют для извлечения уроков и исправляют;
  5. Команда должна осознавать, что риски – это неотъемлемая часть бизнеса;
  6. Инновации невозможны при жесткой бюрократии. Сотрудникам, которые занимаются разработкой инновационных проектов, необходима определенная свобода действий, гибкость, средства и ресурсы для осуществления замысла.
  7. Для формирования инновационного мышления у сотрудников необходимо обучать их навыкам генерирования идей, анализа информации, создания бизнес-проектов, их защите;
  8. Компания должна быть открытой экосистемой, использовать не только внутренний потенциал, но прибегать и к использованию внешнего (внешние консультанты, аналитики, университеты, научные центры).

Важно понимать, что формирование такой культуры – это нововведение в компании, которое потребует затрат ресурсов: временных, энергетических и финансовых. И без сомнений это вызовет сопротивление со стороны сотрудников, с которым необходимо будет работать.

Этот процесс необходимо перевести из разряда страхов и отторжения к принятию сотрудниками. Это можно сделать, начав с проработки страхов и обсуждения переживаний, возможных последствий и их решений на всех уровнях. Также важно замотивировать людей принимать участие в развитие бизнеса, показав выгоду для них (в т.ч. и финансовую). Помимо этого, отличным мотиватором служит пример и успех других, например, можно начать демонстрацию нового подхода в работе с одной группой добровольцев, тех кому эта идея и нововведения в компании будут импонировать. Так сказать, поставить эксперимент, а потом уже вводить в практику всей компании. И, как говорилось выше, важно дать сотрудникам инструменты и обучить необходимым навыкам.

Достаточно ввести в поисковом окошке браузера фразу «лучшие инновационные компании в мире», зайти на первый сайт, и вы увидите, что это компании, чьи названия и бренды у всех на слуху (Google, Microsoft, Samsung, Amazon и многие другие). Им удается оставаться в топе за счет их гибкости, адаптивности, способности чувствовать потребности рынка. Эти компании не живут одной бизнес-моделью долгие годы, они всегда находятся в поисках нового, лучшего.

Поэтому стратегическое видение очень важно. Да, возможно, сейчас у вашей компании все отлично, ваши товар и услуги востребованы и приносят необходимую прибыль. Но за любым взлетом идет падение, и чтобы этого не допустить, необходимо оставаться в тренде, искать новые решения. И понимание этого должно быть не только у руководства компании, но и у всех членов команды. Каждый должен быть вовлечен в процесс, чувствовать свою ответственность и заинтересованность. Для этого необходимо небольшими шагами двигаться к новой корпоративной культуре.