Экспертное мнение: Чему важно обучать руководителей сегодня? Часть 2

138
Горшенко Александр

Александр Горшенко

Консультант в области управления, эксперт по изменению поведения.


В первой части я писал о том, что профессия руководителя связана с конкретными практиками управления, и хорошо, когда эти практики понятно прописаны и руководитель четко понимает, что ему важно делать.

Но случалось ли в вашей практике, когда на встрече двое или несколько топ-менеджеров тратят впустую 1,5 часа и не продвигаются к результату, хотя вполне возможно решить вопрос за 5-10 минут?

Еще один важный пласт в обучении руководителей связан с умением вести коммуникацию, то есть эффективно договариваться с другими людьми. Под эффективностью я понимаю два критерия: 1) умение стремиться к общей цели 2) умение сохранять отношения. Давайте рассмотрим каждый критерий подробней:

Умение стремиться к общей цели.

Во-первых, чтобы к ней стремиться, нужно ее понимать. А очень часто мы застреваем в своей «картинке» и не видим общую цель. То есть в первую очередь стоим на интересах своего отдела или департамента часто в ущерб эффективности.

Это может быть связано с разными причинами: нет сопричастности и чувства
«мы», желание показать себя преобладает над желанием достигнуть общего результата, привычка добиваться своего за счет других, страх брать ответственность за результат и так далее.

Умение сохранять отношения.

Прошло время, когда механизация работы была ключевой компетенцией руководителя. Сегодня это коммуникация и совместное принятие решений. Сегодня, помимо компетентности в конкретной области, вторым важным критерием является умение строить отношения. Я часто слышу от коллег фразы – «мне с ним комфортно работать», «с ним легко» или «нам придется терпеть его/ее еще 1,5 года» или «оказывается  у него с ней тоже конфликт, не удивительно».

Самое грустное, что одна травма, полученная в корпоративных коммуникациях, фоном можем продолжаться долгое время и тормозить процесс работы. Чем умнее сотрудники, тем больше может быть итоговый ущерб.

Что делать?

  1. Полезно смотреть на проект глазами руководителя, коллеги, подчиненного, акционеров. Задаться вопросом, как они смотрят на ситуацию, почему именно так, что из этого я пропускаю. Навык трехфокусного внимания (на себя, на партнера, на ситуацию) очень полезный и позволяет увидеть новые возможности.
  2. Взращивать у себя общечеловеческие ценности – порядочность, благородство, доброта, забота, смирение, уважение. Почему-то эти понятия не очень популярны на тренингах руководителей, но большинство проблем в отношениях наступают именно тогда, когда мы забываем об этих принципах и перестаем совершать труд, чтобы становиться человеком.
  3. Изучить стиль, используя который, вы вступаете в коммуникацию. Он есть. Он любимый. Он зафиксирован годами. Он нам не раз помогал, он комфортен. Он какой? Сверху? Снизу? На равных? Где его границы? Не нужно его менять – все равно не получится, но нужно наращивать оппозицию. Пусть маленькая, но в какой-то момент эта оппозиция поможет управлять процессом коммуникации. Например, вы знаете про себя, что вам важны детали, проработка, вы цените практичность, вам свойственна монотонность. Пусть вашей оппозицией станет небольшая спонтанность и яркость. Это добавит легкости трудным коммуникациям.

В следующей статье мы поговорим о том, как современному руководителю принимать решения в период постоянных изменений.