Горшенко Александр

Александр Горшенко

Консультант в области управления, эксперт по изменению поведения.


В прошлой статье мы размышляли о том, как вести эффективную коммуникацию. Сегодня мы поговорим о том, как современному руководителю принимать решения в период постоянных изменений. 

Актуальность:

На Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы 10 профессиональных навыков, которые будут актуальны в 2020 году. На первом месте был назван навык «комплексное решение проблем».

О понятиях:

Для начала давайте разграничим понятия выбора и принятия решений.

Принятие решений – это аналитический процесс. Он связан со структурами прошлого, причинами и следствиями. Это всегда алгоритм. Например, классический алгоритм рационального принятия решений – мы сначала определяем проблему, формулируем критерии будущего решения, создаем, оцениваем и выбираем подходящие нам варианты. Для этих целей существует множество техник: SWOT анализ, 5 почему, stop it/mop it, диаграмма Исикавы, декартовы координаты и т.п. То есть процесс принятия решений всегда состоит из элементов. Я всегда могу ответить, почему я так поступил, у меня есть алгоритм.

Выбор не разлагается на элементы, это сам по себе простейший элемент, элементарная частица. Я не могу ответить на вопрос, почему я выбрал это, почему я так поступил. Конечно, после, я могу придумать разумные аргументы в пользу моего выбора, но в момент выбора я так не думал. Я просто выбирал.

Может сложиться ощущение, что выбор это интуитивное решение. Даниэль Канеман говорит о том, что интуиция – это не что иное, как узнавание, то есть интуиция связана с прошлым, но выбор – это про настоящее и будущее. Про это красиво написал Мераб Мамардашвили: «Самое лучшее, что мы можем сделать, это переполнить человека непонятным, но в тоже время ясным для него ощущением другой жизни, не той жизни, в которой он живет, которая привычна, не той жизни, которую можно угадать воображением (наше воображение не может представить себе незнакомую ситуацию, потому что даже незнакомое складывает из знакомых элементов). И вот, мы можем помочь человеку вырваться из сплетения известных элементов. Передать ощущение другой жизни, другого себя».

Принимать решения или выбирать?

  1. Полезно учиться видеть корневую причину проблемы, то есть «копать глубже»
  2. Полезно расширять варианты решения, то есть не мыслить узко
  3. Полезно просчитывать риски, то есть не быть самонадеянным.

И также важно уметь создавать в моменте «здесь и сейчас», доверяя процессу, ситуации, месту, времени, бытию. Уметь вырваться из комнаты и подышать.

У меня нет готового ответа на вопрос, когда нужно принимать решения, а когда выбирать. Я предлагаю читателю поразмышлять об этом самостоятельно. Задай себе следующие вопросы:

  • В какие моменты мне полезно подняться над рутиной и создать что-то новое?
  • Доверяю ли я процессу, когда что-то происходит само по себе и не надо проявлять чрезмерное усилие?
  • В какой области мне важно сделать рывок и получить те результаты, которых еще не было?
  • В какой области готовые алгоритмы приносят уже посредственный результат?
  • Вслушиваюсь ли я в ситуацию, в человека или использую привычные мне шаблоны взаимодействия?

Как развивать?

Навыки принятия решений и умения выбирать можно развивать. Для принятия решений существуют описанные выше практики. Для развития умения выбирать необходимо развивать мета-навыки (то есть основания любых навыков). Например, способность замедляться и посмотреть на себя со стороны, способность доверять процессу, способность ладить с самим собой и быть на связи со своим смыслом, вслушиваться в ситуацию (задавать вопрос, что ситуация говорит мне сейчас). Ведь то, что не дает себя забыть нам не принадлежит, является чем-то большим, чем мы, и, доверяя этому, мы даем произойти тому, что должно. И это может являться самым правильным.