Марат Нургалиев

Эксперт по внутренним коммуникациям и Happiness manager


Стремительные изменения, новые технологии и подходы диктуют свои условия, влияя на рынок труда и профессий. Казавшиеся ранее фантастическими, специальности сейчас становятся вполне обычной реальностью: диджитал-маркетолог, специалист по Big Data, Lean-навигатор и многие другие.

Сегодня мы поговорим о профессии, которая в последнее время становится все более популярной в корпоративной сфере – внутренний коммуникатор или happiness-менеджер. Хотите развиваться и быть успешным в этом направлении? Давайте посмотрим, как можно это сделать, а заодно развенчаем несколько мифов.

PR и внутренние коммуникации – не одно и то же

Это очень близкие направления, но все же различия есть. Из PR можно взять хорошую теоретическую базу и инструменты. Все-таки без теории – никуда. Понимание целевых групп, коммуникационные мероприятия, основы создания текстовых и видеоматериалов и так далее. Есть миф, что любой PR-специалист – отличный внутренний коммуникатор. На практике это работает далеко не всегда. Разные целевые аудитории, разные подходы, разные стили, разные видения. PR больше ориентирован на внешние коммуникации.

Изучайте фото- и видеоредакторы

Прошло то время, когда внутренний коммуникатор – это только внутренний журналист, который ограничивается созданием статей. Сейчас запросы у работодателей очень высоки. Нужно быть и фотографом, и копирайтером, и спичрайтером, и event-менеджером, и знать фото- и видеоредакторы. И это уже не просто пожелания, а must-have. Изучайте новые программы. Регулярно выходят новые веб-сервисы, позволяющие облегчить работу внутрикомов. Например, мне в свое время пришлось изучить язык html, чтобы размещать на внутреннем портале информацию для сотрудников. И такие примеры достаточно часто встречаются.

Презентации никто не отменял

До сих пор не умеете делать презентации? Быстрее учитесь этому навыку. На позиции внутрикома придется делать презентации, иногда даже много – для себя, коллег и руководства. Не ограничивайтесь только Power Point, изучайте альтернативные программы и сервисы – Prezi.com и другие. Умейте удивлять. Это касается и мастерства публичных выступлений. Будьте готовы, что вам придется выступать как перед своей командой, так и перед другими коллегами, в том числе и перед топ-менеджментом.

Проектный менеджмент: да или нет?

Да, безусловно, да. Скорее всего, придется вести одновременно несколько проектов, поэтому проектный менеджмент важен, его знание даст дополнительные преимущества в экономии времени и правильном распределении ресурсов. В сети есть много электронных курсов по данной тематике в открытом доступе.

Исследования и внутриком

Важно знать, как проводятся социологические исследования. Хотя бы основы. Поверьте, они пригодятся. Для измерения эффективности мероприятий, коммуникаций, для исследования ENPS, вовлеченности. Причем, полезные знания помогут не только при составлении опросов и их проведении, но и при анализе результатов.

Самый важный вопрос для внутрикома

Какова цель? Перед каждым мероприятием, проектом и исследованием должен звучать вопрос о цели. Если мы делаем только ради того, чтобы сделать, то следует задуматься о необходимости планируемых действий. Я встречал компании, в которых на несколько тысяч сотрудников отправляли рассылки: «верните калькулятор» или «уберите автомобиль». Стоит ли говорить о неэффективности внутренних коммуникаций в этом случае? Думаю, ответ и так понятен.

Корпоративная культура первостепенна

Помимо теории PR, я рекомендовал бы изучать материалы по корпоративной культуре. Одна из отличных книг по этой тематике (и моих любимых) – «Лидер и Племя» (Д. Логан, Д.Кинг). Корпоративная культура влияет на внутренние коммуникации – на стиль, инструменты, подходы и месседжи. К примеру, в Культуре успеха не будут работать сообщения, сделанные в директивной форме. Эффективные внутренние коммуникации должны быть выстроены через призму корпоративных ценностей, иначе есть огромный риск того, что цель просто не будет достигнута.

Развивайте инновационное мышление

Участвуйте в хакатонах и других подобных мероприятиях. Узнавайте о последних трендах во внутренних коммуникациях и внедряйте у себя лучшие практики. Хакатон, к примеру, дает мощный импульс по генерированию новых идей. Я недавно принимал участие в Digithon 2019 в Beeline Казахстан (внутренний хакатон), и это действительно сдвиг парадигмы, когда за 24 часа ты с командой должен сделать рабочий прототип решения, демонстрируя все лучшие качества и знания, которыми владеешь. После такого обычный брейн-сторм в офисе кажется совсем несложным.

Желаю счастья и эффективных коммуникаций всем!