Маркетинг на грани науки и искусства

502

Эмилия Ро

Консультант по маркетингу


Человеческая деятельность в социуме всегда предполагала обмен нужной информацией о том, где достать, у кого купить, кому продать и с кем обменяться. Момент, когда Иоганн Гутенберг в 1440 году изобрел способ печати листовок и книг в промышленном масштабе, положил начало бурному развитию коммуникаций в целях получения коммерческой выгоды. Ключевым фактором в этом процессе стала массовость и скорость распространения нужной информации.

С тех пор в истории человечества произошло много событий, повлиявших на появление и развитие таких дисциплин, как маркетинг, реклама и PR, но ни одно не сравнится со взрывным симбиозом «коммуникации + высокие технологии». Эта эволюция происходит с нами сейчас, на наших глазах и с нашим участием.

Мы получили область под названием маркетинг, в которой смешалось все. Современный маркетинг — это Франкенштейн-мутант, собравший в себя все начиная от поведенческой психологии, аналитики, кодинга, data science, исследований, коммуникации, креатива и заканчивая поп-культурой, историей, философией, наукой, копирайтингом и социологией. Неудивительно, что люди путают маркетинг, рекламу и PR. Неудивительно также, что маркетинг — это зона извечных дискуссий, баталий и споров.

Итак, давайте разбираться. На повестке два вопроса.

Первый: маркетинг, реклама и пиар — это одно и то же?

Маркетинг — это комплексное понятие. Представим торт, разрезанный на несколько кусочков. Так вот PR и реклама — это два отдельных кусочка большого торта. Каждый несет свою функцию, но вместе они служат одной большой цели: увеличить продажи продукта или сервиса. Маркетинг — это процесс и стратегия. Маркетинг это и есть весь торт.

Цели маркетинга – привлечь новых потребителей, установить с ними крепкую связь и обеспечить удержание и лояльность.

Цели рекламы, как составляющей части маркетинга — это донести сообщения бренда до конечного потребителя, презентовать ему продукт/сервис и убедить его пользоваться им.

Цели PR – создавать, поддерживать и защищать репутацию бренда или организации, транслируя правильный имидж широкой общественности.

Второй вопрос звучит так: Маркетинг – это гуманитарная или точная наука? И наука ли вообще?

Традиционно маркетинг считался гуманитарным направлением, но с развитием высоких технологий и цифровой реальности маркетинг – это уже гибрид на стыке дисциплин.

Если вам не нравится работать с цифрами, данными, показателями и вы не любите математику и статистику, то вам будет сложно сделать карьеру в современном маркетинге. Маркетинг семимильными шагами превращается в точную науку, где требуется способность оценить эффективность кампании, вывести логические заключения из рыночных исследований, просчитать прибыль от продаж, возврат инвестиций на единицу товара или оценить мерчендайзинг и дистрибуцию.

Это направление окрестили модным термином performance marketing, где все основано на цифрах и подтверждается ими. Даже творческие креативщики должны поднимать уровень компетенций и знание основ, потому что сейчас есть способы оценить даже креатив. Творчество уже довольно успешно замеряется и переводится в цифры.

И в завершение хочется отметить, что я все же верю в поддержание баланса между сухим холодом бездушных цифр и творческим коктейлем из интуиции и таланта. Потому что «божью искру» и творческое чутье никто пока не отменял.