Горшенко Александр

Александр Горшенко

Консультант в области управления, эксперт по изменению поведения.


Эта статья родилась, когда я работал над проектом оценка 360 (коллеги оценивают компетенции и дают друг другу обратную связь). Читая комментарии коллег друг о друге, я анализировал и свой опыт. А потом решил собрать небольшие размышления о компетенции ориентация на результат, которая сегодня очень востребована в бизнесе.

Я хочу предложить эволюцию развития навыка. Может быть, она примитивна и содержит некоторые упущения, но, как мне кажется, поможет «найти себя» и покажет некоторые векторы развития.

Эволюция ориентации на результат

Первая стадия:

На первой стадии при получении задачи ты видишь задачу узко. Видишь только то, что тебе поручили выполнить. У тебя прописаны процедуры выполнения, правила, по которым ты привык выполнять задачи, ты больше ориентирован на них, чем на результат.

У тебя строго выстроен рабочий график. В 09:15 кофе, в 11:00 перерыв, а может, 80% рабочего времени у тебя занимают встречи, из которых на 50% у тебя нет необходимости быть. Из-за нехватки времени ты можешь не успевать выполнять задачи в срок, откладывая их на потом. Ты слышал, что это называется прокрастинацией. В целом она тебе не присуща, но ты чувствуешь, что иногда задачи тормозятся.

Наверняка тебе знакома ситуация, когда на совещании ты говорил: «Мы ждем ответ от такого-то департамента» или «Презентацию еще не посмотрели коллеги из…» Интересно, что в любой компании всегда субъективно есть такой коллега, который тормозит задачу. Так вот, если ты находишься на первом этапе, то коллега, который тормозит, это ты.

Ты на первой стадии, если:

  1. Ты ориентирован на шаги задачи больше, чем на конечный результат.
  2. Ты считаешь нормальным перенести срок выполнения задачи.
  3. Другие коллеги часто повторно обращаются к тебе с запросом.
  4. Зачастую ты не до конца понимаешь конечную цель той или иной задачи, не видишь всего процесса.
  5. В связи с этим для тебе непонятно, что значит выполнить задачу комплексно.

Вторая стадия:

На второй стадии развития тебе важна скорость. Получая задачу, ты стремишься выполнить ее как можно скорее. Тебя драйвит вычеркивание задач из to-do листа. Ты очень редко нарушаешь дэдлайн. Как только мячик оказывается на твоей стороне, ты предпочитаешь перекинуть его на чужую сторону. Но ты не «отфутболиваешь» коллег, нет. Ты привык оперативно выполнять свои задачи. Закончить с этим, чтобы взяться за новое. Конечно, в связи с этим у тебя иногда страдает качество.

Ты на второй стадии, если:

  1. Тебе важно сделать задачу быстрее дэдлайна.
  2. Большой список задач вызывает у тебя тревогу, поэтому ты стараешься не откладывать в «долгий ящик».
  3. У тебя иногда страдает качество.
  4. Ты сфокусирован только на своем микроучастке, главное для тебя – «перекинуть мячик».

Третья стадия:

На третьей стадии ты понимаешь, что в одиночку не сможешь достичь ничего. Ты привлекаешь коллег. А в случае необходимости ускоряешь их, даже если не являешься их непосредственным руководителем. Привлекаешь экспертов с других департаментов. Ты смотришь на задачу шире. Ты понимаешь, что твой успех зависит и от других причастных.

Ты двигаешь задачу, иногда даже нарушая правила и обходя процедуры. Ищешь возможности ускорить продвижение проекта. Если ты встречаешь препятствие, то ищешь возможности его преодолеть. Например, если документ не может подписать директор департамента (допустим, он в отпуске), ты идешь к правлению и подписываешь его там.

Ты на третьей стадии, если:

  1. Ты знаком со многими коллегами из других департаментов
  2. Ты способен направлять коллег для достижения результата.
  3. Для многих ты выступаешь в роли катализатора
  4. Для тебя не существует процесса, который не возможно было бы улучшить. Ты готов обойти процесс, чтобы выполнить задачу в срок
  5. Ты терпеть не можешь фразу «у нас так принято».

Четвертая стадия:

На четвертой стадии ты начинаешь смотреть на задачу масштабно. У тебя появляется взгляд на 360 градусов. Ты смотришь комплексно, понимаешь причинно-следственные связи, видишь риски и привык смотреть на два шага вперед. Может быть, задачу выполнять нет никакого смысла или ее необходимо преобразовать.

Как правило, ты вовлечен в комплексные, масштабные проекты. Ты работаешь в команде и ценишь это. Интуитивно ты определяешь, что важно на данный момент, а что нет. Ты часто предлагаешь конкретные действия по улучшению. Для тебя любая задача – это всегда проект со своими этапами и множеством переменных.

Ты на четвертой стадии, если:

  1. Тебе важно работать комплексно с процессом возникновения проблемы.
  2. Тебе важна работа не ради работы, и даже не ради результата, а ради позитивных изменений.
  3. Ты не привык идти на компромисс с качеством.
  4. Ты хорошо чувствуешь, какое действие даст максимальный эффект.
  5. Ты легко можешь разложить задачу на этапы, предвидеть риски и найти способы их преодоления.