Александр Горшенко

Консультант в области управления, эксперт по изменению поведения.


Я работаю в сфере бизнес-обучения почти 10 лет. За это время рынок поменялся. Если раньше профессия бизнес-тренера была престижной, то сегодня это чуть ли не ругательство. Понятие «бизнес-тренер» дискредитировалась, и одна из причин в том, что называть себя таковым стало модным. И многим захотелось, не прилагая усилий, иметь этот ярлык.

Ниже мои субъективные критерии бизнес-тренерства как ремесла. Бизнес-тренер – это тот, кто:

  1. Имеет практический успешный опыт в том, чему обучает.
  2. Получил сертификацию тренинга для тренеров (ТоТ).
  3. Имеет опыт работы корпоративным тренером в компании.
  4. Имеет дополнительные специализации в своей предметной области.

Практический опыт

Если есть опыт, но нет остального, то человека можно назвать гуру или мастером. Успешный опыт в том, чему обучаешь, очень важен. Это определяет сильную сторону тренера, его специализацию.

Сертификация

Если кто-то прошел однодневный мастер-класс «бизнес-тренер на 100%», то человека можно назвать только интересующимся, или же это руководитель, который обучает свою команду. Качественные программы по подготовке тренеров длятся относительно долго. Например, мастер-курс «корпоративный тренер» института тренинга – это 500 часов, обучение в открытом тренерском университете Марка Кукушкина – это 4 модуля по 3 полных дня.

Корпоративный опыт

Опыт работы в реальном коммерческом сегменте (пусть на проектной основе) дает обширное представление о функции обучения, предоставляет возможность увидеть связь обучения с бизнесом – провести анализ, измерить результаты, апробировать новые hr-проекты. То есть учит смотреть на обучение шире, понимать бизнес, видеть результаты, извлекать уроки.

Дополнительные сертификации

Помимо ТоТ, желательны дополнительные сертификации. Сейчас в моде сертификации по фасилитации, коучингу, игровым методам в обучении, различным коробочным решениям и так далее.

Когда кто-то называет себя бизнес-тренером, у меня в голове возникает человек, который как минимум соответствует критериям выше. А это минимально требуемый уровень.

В конце концов, бизнес-тренер обучает конкретному навыку или шире поведению. Эффект его работы – это изменение поведения участников после обучения. Делать это можно по-разному: отрабатывая конкретные алгоритмы, повышая осознанность, работая с мышлением, играя в игры, фасилитируя процесс разработки стандартов, генерируя идеи и т.д., но базовым критериям соответствовать важно.