Марат Нургалиев
Эксперт по внутренним коммуникациям и Happiness manager
Тема сегодняшней статьи родилась в недавней дискуссии с коллегами по коммуникациям, работающих в разных компаниях из совершенно различных отраслей. Возник спор, что корпоративные газеты и журналы – это устаревший и неактуальный источник информации, от которого пора отказываться, переходя на цифровые современные решения.
Попробуем сегодня разобраться с этой гипотезой. На улице XXI век, но несмотря на обилие цифровых ресурсов, книги в печатном варианте и даже газеты еще не вымерли и остаются востребованными. Вспомните, как популярны становятся литературные клубы и буккроссинг, а во время путешествий еще до входа на борт самолета многие авиакомпании раздают своим пассажирам газеты.
Коммуникации в корпоративном мире
Категоризировать организации можно по способу получения информации – есть ли у сотрудников доступы к компьютерным системам и ресурсам или нет. Обычно существует несколько вариантов. Первый – у всех сотрудников такие доступы есть. Значит, мы можем охватить все целевые аудитории в Компании через электронные ресурсы – будь то Интранет-портал, корпоративная социальная сеть, рассылки по электронной почте, вебинары, видеоконференции или прочие каналы.
Второй вариант – часть сотрудников имеют доступ к корпоративным системам, а часть работает в полях и у них нет ни компьютеров, ни планшетов, ни других устройств. Какой способ выбрать, чтобы рабочие в полях получали важную информацию и были в курсе последних событий? В этой ситуации один из лучших вариантов – печатная версия корпоративного издания. Пока канал коммуникации работает и используется, он всегда будет актуальным. Следовательно, говорить, что печатные корпоративные издания – устаревшая модель некорректно.
Однако не всегда печатные корпоративные журналы и газеты могут быть востребованы по другим причинам, и вот здесь большая роль у внутренних коммуникаторов и контент-менеджеров, участвующих в их создании и наполнении.
Как сделать корпоративное издание эффективным каналом коммуникаций?
Определите цель. В первую очередь, поймите, для чего создается корпоративное издание. Для имиджевой кампании или как источник информации для рабочих? Затем выделите целевые аудитории. Это поможет найти ответы сразу на несколько вопросов – какой стиль использовать при написании информационных материалов, как распространять журнал, какой дизайн и верстку предпочтительнее выбрать.
Пишите о людях и про людей. Больше отзывов и комментариев со стороны обычных сотрудников. Пишите о значимых проектах, рассказывая о командах и сотрудниках, которые их реализовали. Отмечайте отличившихся коллег, рассказывайте о тех, кто был удостоен корпоративных наград. Говорите чаще о победах, достижениях и корпоративных героях. Старайтесь избегать канцеляризмов и штампов.
Используйте качественные фотографии. Детали – важны. Сотрудникам приятнее читать статьи, проиллюстрированные хорошими снимками. Тем более что на них могут быть запечатлены они сами или их коллеги. Ну и имидж самого издания заметно может пострадать от некачественных фотографий, ведь это отражение подхода и отношения со стороны его создателей. Больше живых фото крупным планом, не публикуйте только коллективные постановочные фотографии.
Проводите конкурсы на страницах издания. Особенно классно проходят фотоконкурсы и различные викторины. А фото потом можно опубликовать в следующих номерах, а также непременно рассказать о победителях конкурса.
Соблюдайте регулярность выхода номеров. Не должно быть такого, что журнал выходит каждый месяц, затем 1 раз в квартал, а после – 1 раз в полгода. Если ваши читатели привыкли получать корпоративное издание каждый месяц, желательно, чтобы так и было в дальнейшем.
Используйте эксклюзивный контент. Конечно, можно пойти простым путем и дублировать все то, что размещается на Интранет-порталах. У издания и внутреннего сайта могут быть одинаковые инфоповоды, но вот подача и формат материалов должны быть разные. Для журналов и газет можно использовать интервью, лонгриды и пр. Не стоит печатать в корпоративном издании гороскоп и прогноз погоды – подобную информацию можно найти в других источниках. Если только это не какой-то специальный корпоративный гороскоп и не прогноз погоды в офисах компании.
Следите за актуальностью.Если журнал выходит раз в месяц, тщательно подходите к подборке новостей. Публикуемые материалы должны быть не только интересными, но и актуальными.
Сделайте постоянный рубрикатор.Это своего рода тематический макет, который будет удобен как для редакторов издания, так и для читателей. При этом большая часть рубрик может быть постоянной, а часть – меняющейся.
Привлекайте внутренних журналистов из числа сотрудников. Практически в каждой компании есть инициативные сотрудники, желающие выступить в качестве внутренних журналистов или блогеров. Участие в создании контента – одна из возможностей сделать издание разнообразнее и интереснее, используя несколько точек зрения и взглядов.
Ориентируйтесь на мнение всей целевой аудитории, не только на руководителей. Когда я только начинал работать, первый раз увидев корпоративный журнал, сразу захотелось все в нем поменять. И верстка, и дизайн не те, слишком просто, слишком некрасиво, а давайте сделаем как в… или как в… Однако важно помнить о целевой аудитории. Если существующее издание нравится большинству сотрудников, которые его читают, но не нравится одному руководителю или менеджеру по внутренним коммуникациям, то это не повод для кардинальных перемен. Повторюсь, всегда представляйте себя на месте конечного пользователя, который будет держать корпоративное издание в своих руках. Если главная цель по коммуникациям достигнута, отлично. Если нет, анализируйте и улучшайте, но обязательно с учетом мнения целевой аудитории.
Регулярно замеряйте эффективность.Как минимум раз в год проводите опросы на тему эффективности корпоративного издания (или внутренних коммуникаций в целом). Узнавайте мнения сотрудников, спрашивайте их о том, что стоит улучшить. Проводите диагностику с помощью фокус-групп. Создавайте планы по улучшению и реализовывайте их. Читатель оценит.
В следующей статье поговорим о других источниках и каналах внутренних коммуникаций. Спасибо, что дочитали до конца. Всем отличных инфоповодов и эффективных коммуникаций!