29 июня мы организовали первый HBMeetUp#1: #БудущееСегодня, в рамках которого провели панельную дискуссию «Кого берем в будущее: навыки, компетенции, технологии». Представители компаний-партнеров HireBee Kazakhstan попытались собрать общую картину будущего, которое ожидает казахстанский карьерный рынок. Спикерами панели стали: Тахмина Кодири (Beeline Kazakhstan), Ирина Филипповская (British American Tobacco), Анна Тимофеева (Technodom), Ксения Дрокина (Kolesa Group) и Арина Епихина (Sulpak).
Делимся с вами самыми интересными отрывками.
TOP-3 навыка, которые обязательно должны быть у кандидата
Тахмина Кодири, Beeline Kazakhstan: Для меня, как для человека, который работает с людьми и с командами, очень важно, чтобы у членов команды обязательно присутствовало критическое мышление, они умели комплексно решать задачи и могли работать с большими массивами данных.
Ксения Дрокина, Kolesa Group: Мы сильно обращаем внимание на эмоциональный интеллект, а также на то, насколько быстро человек развивается, растет и получает информацию. Если раньше было достаточно выучиться в университете на бухгалтера, чтобы всю жизнь проработать по профессии и не переживать, то сейчас все абсолютно по-другому. Если ты не обучаешься два месяца-квартал, то знания уже ниже рыночных.
Арина Епихина, Sulpak: Все зависит от того, на какую должность ты приходишь. В офисе и в рознице, например, нужны абсолютно разные навыки. Но абсолютно везде важна командность и честность. Нужно понимать, что такое плохо и что такое хорошо.
О редких и востребованных компетенциях
Ирина Филипповская, British American Tobacco: Мне кажется, до сих пор в кандидатах не хватает критического мышления. Не в плане – покритиковать, и все, а решить проблему. При этом не просто потушить пожар, а найти причинно-следственную связь, источник. К сожалению, на рынке очень много исполнителей, которые готовы работать по правилам и процедурам, но не готовы ставить под сомнение наработанные годами установки.
Анна Тимофеева, Technodom: Очень часто не хватает готовности брать на себя ответственность, даже если инициатива была ошибочной. Всегда проще сделать работу в рамках четко прописанного функционала и успокоиться. А смотреть за рамки и нести ответственность вне зависимости от того, как сложились обстоятельства, могут не все.
О трансформации и переходе компаний на новые формы организации
Анна Тимофеева, Technodom: Перестраиваться и трансформировать компании – это большой тренд. Но очень многие организации просто не готовы к трансформации и переходу. Я считаю, что не надо транслировать и разворачивать это на всю компанию целиком. Если действительно есть люди, которые вдохновлены и готовы работать в новом формате – замечательно, они повысят свою эффективность. Но не может быть сейчас такого, что все 10 000 сотрудников перешли на какую-то новую форму организации.
Ксения Дрокина, Kolesa Group: Плохо, когда agile спущен сверху. А если изначально команда гибкая и готова к трансформации, и люди готовы к изменениям и к инициативности, это нужно применять. У нас в компании нет чистого agile, как его нет ни в Google, ни в Microsoft. Некоторые команды работают по Scrum, некоторые по Kanban, кто-то в зависимости от продукта работает по Waterfall. Все зависит от вашей команды. Но в любом случае я считаю, что agile – это следующая ветвь эволюции в корпоративном управлении.
Тахмина Кодири, Beeline Kazakhstan: Есть понятия Run the business и Change the business. Есть операционный бизнес, который работает по стандартным правилам и процедурам, и есть бизнес, который может сам для себя выбирать, по какой технологии работать. Трансформация – это не та вещь, которая началась и закончилась. Это постоянный процесс изменений.
О важности высшего образования
Анна Тимофеева, Technodom: Сейчас мы наблюдаем, что 70% кандидатов, которые приходят на работу, не работают по специальности, которую получили в университете. Будущее рынка будет зависеть не только от работодателей, но и от системы образования. Скорее всего, должны произойти реформы в системе тоже. Высшее образование быть должно, хотя очень многое зависит от самого человека и его готовности познавать новое.
Арина Епихина, Sulpak: Университет обязательно должен присутствовать. Здесь происходит формирование ценностей, человек созревает, как личность, как будущий профессионал, он экспериментирует, пробует, что его, что – нет. Вопрос в том, что система должна поменяться, и нужно с ответственностью подходить к выбору правильного университета.
О том, как технологии изменят рынок труда
Ксения Дрокина (Kolesa Group): Исчезают массовые сервисные профессии, которые не требуют креативности. Например, для того, чтобы на наших сайтах появлялись объявления, 80 сотрудников сначала их проверяли. И все равно у нас были задержки. Так у нас появился новый сотрудник- искусственный интеллект Гермиона, с приходом которого время проверки одного объявления сократилось с 40 минут до 15 секунд. Технологии позволили нам освободить людей от рутины. Главное – переквалифицироваться. Наши модераторы, например, теперь обучают ИИ. Так мы лишились одной профессии, но нашли другую.
Арина Епихина, Sulpak: Очень важно соблюдать баланс и не кидаться головой в технологии. Я вижу, что пока наш рынок, например, не готов говорить с ботами. Люди звонят с эмоциями и хотят, чтобы эти эмоции кто-то умел принимать. Технологии смогут решить очень многие проблемы, но необходима особая чуткость.
О том, что казахстанский рынок ждет в будущем
Ксения Дрокина (Kolesa Group): Одна из тенденций в последнее время – утечка мозгов. Сейчас мы все должны придумать, как удерживать специалистов в стране. Пока я предвижу рост зарплат для экспертов. А в Кремниевой долине компании начинают запускать модные проекты, которые не обязательно будут приносить пользу бизнесу, но которые привлекут хорошие кадры. Второй тренд – открытый рынок, на который заходит все больше иностранных компаний. И это хорошо. Чем больше игроков зайдет на местный рынок, тем острее мы почувствуем конкуренцию, и тем быстрее начнем развиваться.
Ирина Филипповская, British American Tobacco: Расскажу, какими будут кандидаты будущего. Это те люди, которые знают, что они хотят, куда идут, к чему идут, чего хотят от компании, как это скажется на их будущем. Готовые брать ответственность за все ежесекундные решения. Те, кто быстрее мыслит, быстрее адаптируется в массиве данных и находят самые лучшие решения.