Основатель группы компаний ABBYY Давид Ян в новом выпуске «Forbes Карантин» на YouTube высказал мнение о том, что текущий кризис, связанный с распространением коронавируса, ускорит трансформацию корпоративной культуры.
Ситуация с мировой пандемией сдвинула человечество намного лет вперед в области цифровой трансформации. И сейчас перед огромным количеством компаний стоит вопрос, какими они выйдут из кризиса.
Роль HR в кризисе 2020 года
«Самое важное, что сейчас происходит, – это переосмысление того, как люди работали и что они делали, какую ценность они доносили своим потребителям», – отметил Давид Ян.
Текущая ситуация заставила компании понять, что самый главный актив бизнеса остался неизменным – это люди. Основатель ABBYY сослался на ведущего западного эксперта по управлению персоналом Джоша Берсина, в одном из вебинаров он заявил, что если в кризис 2008 года бизнес спасали финансовые директора, то в кризис 2020 года компании спасут HR-директора.
«Он неслучайно об этом говорит. Дело в том, что теперь, когда люди перешли на удаленную работу, все выявилось: как люди принимали решения, как они коллаборировались, кто был неформальным лидером, кто был формальным лидером», – уточнил Давид Ян.
В последнее время Джош Берсин действительно постоянно говорит о том, что нынешний кризис стал для HR-специалистов серьезным вызовом. По сути, им приходится в экстренном режиме искать конкретные решения по целому спектру вопросов, связанных с управлением персонала в условиях удаленной работы. Вот только некоторые из них:
- Какими теперь будут новые (внеофисные) условия отдыха?
- Как виртуально управлять людьми? Какие инструменты эйчарам использовать для этого? «Многолетний процесс цифровой трансформации, которую проводят компании, внезапно ускорился до нескольких недель. Каждая система, любой инструмент должны работать именно сейчас», – обращает внимание Джош Берсин.
- Как сделать персонал «устойчивым к отказам» в условиях кризиса?
- Как теперь должна распределяться HR-функция?
Исследования ABBYY показывают, что 3% сотрудников принимают 84% решений и влияют более чем на 80% остальных сотрудников. Группу из этих трех процентов называют неформальными лидерами, и она не совпадает в полной мере с группой под названием «формальные лидеры». Она с ними лишь отчасти пересекается, но в целом это другая группа. Бизнесу важно понять, кто эти люди.
Помочь им в этом смогут специальные технологии, которые выявляют неформальных лидеров, вовлекают персонал в работу, создают горизонтальные связи и самообучающуюся компанию. Такая компания динамично развивается и не полагается на строгую вертикаль по принципу «начальник сказал, а остальные сделали».
Как изменится лидерство
Давид Ян поделился своим видением того, как будет трансформироваться лидерство. Он обратил внимание на фразу, которая популярна в Кремниевой долине: Leadership is not about control, leadership is about empowerment.
«Я несколько раз пытался найти правильный перевод слова empowerment, но так и не нашел. Но в целом смысл этой фразы заключается в том, что современное лидерство – это не про контроль, не про вертикаль. Современное лидерство – это про то, чтобы создать команду, в которой каждый человек будет чувствовать себя в какой-то мере лидером, когда люди берут на себя ответственность и правильно ею пользуются».
Умение создавать такую атмосферу, когда люди вовлечены в работу, как раз и отличает современный способ управления, считает Давид Ян.
Автор: Инга Хамми