1. Культура компании – это культура основателей.
Именно так, ведь основатели строят компанию в соответствии со своими идеалами и принципами. Отсюда и ответ на вопрос, почему одни компании инновационные, а другие – нет. В случае, когда ценность инноваций не транслируется сверху и не прививается изначально, то и снизу она уже не появится, а если появится, то долго не продержится.
2. Инновации не есть самоцель.
Не нужно быть инновационными ради инновационности. У этой ценности есть прямое назначение. Инновации – это то, что поможет вам создать конкурентное преимущество на рынке.
3. Лидер в команде спасет от ошибки.
Лидер привык быть лучше всех. Еще со школы и университета этот человек знает, как выделиться, взять на себя ответственности, отвечать за ошибки. Он умеет анализировать проблему и выходить из сложных ситуаций.
«Счастье иметь такого сотрудника», – говорит Рамиль Мухоряпов.
4. Если дать команде свободу, получатся суперрезультаты.
Когда Chocolife только создавалась, в 2011–2013 году многие инновационные идеи спускались сверху, потому что считалось, что те, кто находится выше по вертикали, знают лучше. Только после некоторого времени пришло понимание, что команде можно и нужно доверять и прислушиваться. Именно в тот момент компания начала расти еще быстрее.
Хаос получится только в том случае, если предоставить свободу, но не обозначишь правила. Ведь те, кто делают работу, знают ее намного лучше тех, кто за ними наблюдает. Если в компании все сводится к контролю, это верный признак того, что она перестанет развиваться.
Когда человек принимает решение самостоятельно, его КПД стремится к 100%, потому что он действительно хочет выполнить это действие. Таким образом эффективность членов команды возрастает, когда они чувствуют, что им доверяют.
5. Нужно уметь приходить к консенсусу.
Так как лидеры на разных уровнях в компании могут иметь свою точку зрения на решение проблемы, нужно уметь приходить к консенсусу, изначально обозначив правила игры. В Chocofamily, например, оценивают проблему на уровень риска для компании. Если уровень высокий, последнее слово остается за вышестоящим сотрудником, если же уровень позволяет идти на риск, то проблему обсуждают, предлагают свои способы решения, но последнее слово остается за тем лидером, кто ведет данный кейс. В случае если никак нельзя прийти к соглашению, привлекают третью сторону, за которой останется последний голос.
При этом мало иметь общее понимание, куда движется компания, нужно еще общее понимание, что такое лидер. Иначе все будут строить свою версию лидерства.