Горшенко Александр
Консультант в области управления, эксперт по изменению поведения.
В 2014 году я начал заниматься обучением руководителей в Банке Хоум Кредит. Мы разработали программу, которая состояла из 3 модулей, каждый продолжительностью в два дня. Первый модуль был посвящен осознанию сильных и слабых сторон, а также личной эффективности – работе с целями и навыкам самоорганизации. Второй модуль покрывал базовые функции руководителя – делегирование, контроль, обратная связь. Третий – работу в команде, мотивацию и развитие сотрудников.
Тогда я начал наблюдать и задумываться о том, как можно улучшать программу. Программа шла от пяти до семи месяцев. Между модулями участники выполняли домашнее задание – обязательное условие для участия в следующем модуле. Также в рамках программы мы организовали дискуссионный клуб по книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови. На каждую встречу приглашали спикера, который делился своим опытом по темам книги.
В следующем году у меня появилась собственная команда. Теперь мне представился шанс реализовать на практике все то, чему я учил в теории. Интересно, что практически сразу мне помогли не знания функций менеджмента, а конкретные практики управления, то есть конкретно описанные алгоритмы, действия, которые повторяются по календарю. Например, разговор о развитии сотрудника, разговор об ожиданиях, проведение совещания и так далее. Это дало мне структуру, в рамках которой я мог создать что-то свое.
Далее, разрабатывая с коллегами обучение для руководителей в нескольких крупных компаниях, одним из основных составляющих программы для меня являлись именно эти понятно описанные практики управления.
Количество и содержание практик может варьироваться от специфики компании. Важно, чтобы практика была красиво оформлена и содержала следующие разделы: цель, описание и алгоритм, пример использования. Позже я разделил эти практики по периодичности проведения:
Раз в полгода/год
- Определение сильных сторон сотрудника;
- Разговор о развитии;
- Мотивационная беседа.
Раз в квартал:
- Разговор об ожиданиях;
- Оценка сотрудников;
- Работа с операционным планом.
Раз в неделю:
- Решение проблем;
- Неформальная беседа.
Каждый день:
- Проведение совещаний;
- Постановка задач;
- Обратная связь (похвала, критика).
Чем хороши практики управления? Тем, что они стандартизируют работу. Работа руководителя становится понятной, прозрачной, с определенными прописанными шагами. Руководитель чаще работает с людьми, сокращается дефицит лидерства. В дальнейшем практики могут врасти в культуру управления. Сам по себе этот подход далеко не нов, консультанты на западе и в России успешно реализуют его для своих клиентов.
Конечно, это не панацея. Сегодня руководитель во многом ситуативен, а практики описывают стандартные процедуры. Мир менеджера недисциплинированный, непредсказуемый, странный, почти неуправляемый. Это мир субъективных наблюдений, решений, неподвластных описанию. Менеджер постоянно находится в ситуации риска и трудного выбора. Он не столько соблюдает правила, сколько нарушает их и лишь благодаря этому достигает успеха, поэтому прописанные практики управления – это далеко не единственная составляющая программ обучения руководителей.
В следующей статье мы поговорим, чему еще важно обучать руководителей сегодня.