Александр Горшенко
Консультант в области управления, эксперт по изменению поведения.
В первой части я писал о том, что профессия руководителя связана с конкретными практиками управления, и хорошо, когда эти практики понятно прописаны и руководитель четко понимает, что ему важно делать.
Но случалось ли в вашей практике, когда на встрече двое или несколько топ-менеджеров тратят впустую 1,5 часа и не продвигаются к результату, хотя вполне возможно решить вопрос за 5-10 минут?
Еще один важный пласт в обучении руководителей связан с умением вести коммуникацию, то есть эффективно договариваться с другими людьми. Под эффективностью я понимаю два критерия: 1) умение стремиться к общей цели 2) умение сохранять отношения. Давайте рассмотрим каждый критерий подробней:
Умение стремиться к общей цели.
Во-первых, чтобы к ней стремиться, нужно ее понимать. А очень часто мы застреваем в своей «картинке» и не видим общую цель. То есть в первую очередь стоим на интересах своего отдела или департамента часто в ущерб эффективности.
Это может быть связано с разными причинами: нет сопричастности и чувства
«мы», желание показать себя преобладает над желанием достигнуть общего результата, привычка добиваться своего за счет других, страх брать ответственность за результат и так далее.
Умение сохранять отношения.
Прошло время, когда механизация работы была ключевой компетенцией руководителя. Сегодня это коммуникация и совместное принятие решений. Сегодня, помимо компетентности в конкретной области, вторым важным критерием является умение строить отношения. Я часто слышу от коллег фразы – «мне с ним комфортно работать», «с ним легко» или «нам придется терпеть его/ее еще 1,5 года» или «оказывается у него с ней тоже конфликт, не удивительно».
Самое грустное, что одна травма, полученная в корпоративных коммуникациях, фоном можем продолжаться долгое время и тормозить процесс работы. Чем умнее сотрудники, тем больше может быть итоговый ущерб.
Что делать?
- Полезно смотреть на проект глазами руководителя, коллеги, подчиненного, акционеров. Задаться вопросом, как они смотрят на ситуацию, почему именно так, что из этого я пропускаю. Навык трехфокусного внимания (на себя, на партнера, на ситуацию) очень полезный и позволяет увидеть новые возможности.
- Взращивать у себя общечеловеческие ценности – порядочность, благородство, доброта, забота, смирение, уважение. Почему-то эти понятия не очень популярны на тренингах руководителей, но большинство проблем в отношениях наступают именно тогда, когда мы забываем об этих принципах и перестаем совершать труд, чтобы становиться человеком.
- Изучить стиль, используя который, вы вступаете в коммуникацию. Он есть. Он любимый. Он зафиксирован годами. Он нам не раз помогал, он комфортен. Он какой? Сверху? Снизу? На равных? Где его границы? Не нужно его менять – все равно не получится, но нужно наращивать оппозицию. Пусть маленькая, но в какой-то момент эта оппозиция поможет управлять процессом коммуникации. Например, вы знаете про себя, что вам важны детали, проработка, вы цените практичность, вам свойственна монотонность. Пусть вашей оппозицией станет небольшая спонтанность и яркость. Это добавит легкости трудным коммуникациям.
В следующей статье мы поговорим о том, как современному руководителю принимать решения в период постоянных изменений.